Администрация Ленского муниципального района
с.Яренск, Ленский район , Архангельская обл.

Семинар учителей математики по теме «Прикладные задачи на уроке математики в аспекте требований ФГОС»

19 марта 2024 года на базе МБОУ «УСШ» прошел районный семинар учителей математики.
19 марта вторник
Семинар учителей математики по теме «Прикладные задачи на уроке математики в аспекте требований ФГОС».

Семинар учителей математики по теме

«Прикладные задачи на уроке математики в аспекте требований ФГОС»

        19 марта 2024 года на базе МБОУ «УСШ» прошел районный семинар учителей математики. В работе семинара приняли участие педагоги из Урдомской, Яренской, Ленской, Козьминской и Сойгинской средних школ. Всего в семинаре приняли участие 13 человек. Тема семинара: «Прикладные задачи на уроке математики в аспекте требований ФГОС».

        Со вступительным словом выступила Тончихина А.С. по теме: «Решение практических задач на уроках математики – одно из требований ФГОС ОО». Она рассказала о том, что в последние несколько лет уделено существенное внимание именно прикладному аспекту образования в школах, и возможно, именно этот факт обусловил введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Без школьного образования и воспитания невозможно обеспечить последующую профессиональную подготовку человека и дать ему навыки в отдельно взятой сфере трудовой деятельности. Новые ФГОС направлены именно на то, чтобы ребенок смог развиваться и жить в современных условиях, обладая необходимыми для этого качествами, знаниями и способности. Прикладные задачи играют ключевую роль в обучении, а также способствует организации предпрофильной подготовки учащихся. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.

     В семинаре учителя выступили с сообщениями из опыта работы по решению практико-ориентированных задач:

- Левчук О.Н. «Из опыта работы: подготовка к ОГЭ»

  Оксана Николаевна говорила о трудностях, возникающих у обучающихся при решении практико-ориентированных задач, и о том, что проанализировав задачники по элементарной математике и другую литературу, в современных учебниках практико-ориентированных задач недостаточно (в основном это задачи первого уровня, в учебниках за 6 класс их около 23%, а в остальных еще меньше), поэтому берет их на сайте ФИПИ, на сайте Ширяева, в ссылках на онлайн-тесты для подготовки к ОГЭ (10 первых заданий)., а также разрабатывает сама способы конструирования таких задач. (в качестве источника практико-ориентированных задач можно использовать задания, предлагаемые в тестах PISA, исследованиях TIMSS и в контрольно-измерительных материалах для итоговой аттестации выпускников основной и средней школы). Практико-ориентированные задачи по своему содержанию должны удерживать учащегося на определенном уровне когнитивной и творческой активности. Оксана Николаевна считает, что развитие у школьников умений решать практико-ориентированные задачи в процессе обучения математике следует рассматривать как один из способов формирования у них математической компетентности. Такой подход к обучению позволяет в дальнейшем выпускнику школы решать проблемы, возникающие в жизни и в профессиональной деятельности.       

- Савицкая И.И. «Из опыта работы с текстовыми задачами 5-6 класса»

  Инна Ивановна также говорила о том, что решение текстовых задач традиционно представляет собой трудность для учащихся, причем это касается не только начальной, но и средней и старшей школы - сложности при выполнении этого вида учебной деятельности для сегодняшних школьников становятся еще более серьезными и распространенными в связи с возросшими проблемами, касающимися  освоения навыков чтения, понимания и смыслового анализа  текста. Инна Ивановна рассказала, как она справляется с этими трудностями.

- Приходько Л.А. «Использование прикладных задач в формировании математической культуры школьников».

     Лариса Анатольевна поделилась информацией о потенциальных возможностях прикладных задач в формировании познавательных УУД. Она рассказала, что работа с прикладными задачами позволяет формировать у школьников умения строить и преобразовывать разнообразные модели описываемых в задаче процессов или явлений, переводить сложную по составу информацию из формализованного представления в текстовую форму и, наоборот, анализировать, устанавливать взаимосвязь описываемых в тексте задачи величин, процессов и явлений и т.д. Лариса Анатольевна поделилась тем, что на уроках математики часто приходится слышать: «А зачем это нужно?» Здесь должна решаться важная методическая проблема сближения школьных методов решения задач с методами, применяемыми на практике; необходимо на доступном для учащихся языке обеспечивать действительные взаимосвязи содержания математики с окружающим миром, рекомендовать применение отдельных тем в смежных науках, в профессиональной деятельности, в производстве, в быту. В такой ситуации разработка и подбор заданий для формирования предметных компетенций весьма важная задача. Для достижения этой цели Лариса Анатольевна использует два типа задач – чисто математические и практико-ориентированные, и отмечает, что действующие учебники мало предлагают задач именно второго типа. В связи с этим необходимо создание банка задач для формирования математической компетентности учащихся. Лариса Анатольевна предложила примеры задач из своего опыта работы.

      В рамках семинара учителя математики МБОУ «УСШ» показали открытые уроки и мастер-класс.

- Урок в 8 классе «Решение практических задач на применение теоремы Пифагора» провела Твердохлебова М.М. Учитель обеспечивал учащимся возможность саморазвиваться, развивает умение учиться, что является важнейшей задачей в формировании УУД, позволяющей повышать интерес к предмету и эффективность образовательного процесса. На уроке обучающиеся показали умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, умение строить и исследовать построенные математические модели с использованием геометрических понятий, теоремы Пифагора, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин: длин, площадей и количества деталей.

- Урок по подготовке к ГВЭ по математике в 9 коррекционном классе по теме «Решение задач на проценты» провела Басарева А.С. Текстовые задачи на проценты включены в материалы ОГЭ за курс основной школы. Анна Сергеевна обеспечила совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач. Среди целей урока была и коррекционно-развивающая: развивать слуховое восприятие через устный счет, логическое мышление, связную математическую речь, мелкую моторику. Учитель хорошо справился с поставленными целями, урок соответствовал требованиям обновленного стандарта.

Далее продолжились выступления и мастер-классы.

- Смирнова Н.С. выступила с темой: «Анализ результатов ОГЭ по математике (2021-2023 уч.год)», Наталья Соломоновна поделилась опытом работы по использованию регионального анализа результатов ОГЭ по математике с 2021 года по 2023 год.

Проведенный анализ результатов ОГЭ по математике показывает, что основная часть выпускников 9 класса имеет базовый уровень подготовки, и только третья часть девятиклассников сможет изучать математику на профильном уровне в старших классах.                                                                                                                          Из диаграммы видно, что учащиеся испытывают трудности по заданиям 4, 5,12, 14. Самым сложным из первых пяти заданий, оказалось задание 4 – на умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни и умение строить и исследовать простейшие математические модели. Учащиеся затрудняются в построении математической модели, из-за невнимательного прочтения текста задачи возникают вычислительные ошибки. Поэтому при подготовке к экзамену имеет смысл обратить внимание на отработку вычислительных навыков и умения применять математические знания в различных практических ситуациях и при решении задач с нестандартной формулировкой.

    Наталья Соломоновна отметила основные проблемы, возникающие при написании выпускниками экзаменационной работы не изменились и отражают также несформированность метапредметных навыков, наряду с умениями и навыками математических действий:  неумение понять суть вопроса, содержание задания, приводящее к построению неверного хода решения;  недостаточно развитые умения смыслового чтения, не позволяющие построить адекватную математическую модель по условию задания;  несформированность вычислительных навыков;  неспособность грамотно сформулировать решение в письменном виде, небрежное оформлении письменного решения задачи;  недостаточные геометрические знания, слабая графическая культура;  неумение проводить анализ условия задания при решении практических и ситуационных задач, неумение применять известный алгоритм в нестандартной ситуации;  недостаточно развитые аналитические навыки.

- Мастер-класс по теме «Из опыта работы с прикладными задачами» для участников семинара показали учителя математики МБОУ «УСШ» Тончихина А.С.иЛевчук О.Н. 

     Анна Степановна и Оксана Николаевна подготовили ряд задач, которые предложили решить всем участникам семинара, не используя больших вычислений («с лёту»).         

    Участников ждал необычный для учителей результат, они с удивлением обнаружили, что и они не внимательно читают условие задачи, при этом меняя суть задания.

    Выступления были приняты участниками семинара с интересом и вниманием. Семинар прошел в дружественной, рабочей обстановке, дал положительный настрой на дальнейшую работу. Благодарим коллектив учителей математики МБОУ «УСШ» за организацию и проведение семинара.

     Тончихина А.С., руководитель РМО учителей математики, подвела итог семинара: можно сделать вывод о том, что прикладные задачи в процессе обучения математики занимают центральное место; роль прикладных задач велика, они могут использоваться с разной дидактической целью (могут мотивировать, объяснять связи математики с другими науками, способствовать развитию у обучающихся логического мышления, памяти и внимания).

И предложила:

1. Поделиться всеми выступления и материалами с мастер-класса в общем чате.

2. Собрать материал по математическим проектам обучающихся и напечатать электронный сборник силами МБОУ «УСШ» (не обязательно этого года). Материалы для сборника направить до 10 апреля 2024 года на электронную почту Левчук О.Н.

Методист Отдела образования Минина И.А.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie